Что я читал в декабре 2022 х Мысли о смерти

📚 Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно, Ларри Кинг 

Открыл чтобы чекнуть свои изменения. Помню как начинал эту книгу лет 5 назад и не дочитал, так как было сильное сопротивление — я вообще не хотел (=боялся) разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. 

Забавно, как за последние пару лет всё поменялось от “мне пожалуйста работу где как можно меньше коммуникаций” до “ну вот, я, кажется, менеджер”. 

А книга, на самом деле, довольно простая и воодушевляющая. Она про честность, открытость и интерес в коммуникациях.  

📚 Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!, Ричард Фейнман 

А это вообще одна из первых моих прочитанных книг в сознательном возрасте — я после неё загорелся учить физику в школе.  

Фейнман сильно повлиял на мою жизнь и взгляды не только физикой, как оказалось. Буду и дальше перечитывать и впитывать безудержный интерес к вообще всему окружающему. 

📚Кто нашёл, берёт себе, Стивен Кинг 

Нашёл своего автора. 

!Осторожно, следующая рецензия может вызвать экзистенциальные вопросы в новогодние праздники

📚 Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти, Ирвин Ялом

Страх смерти — это какой-то мой общий фон начиная с 2020 года, который достиг своего максимума в 2022. Избегать и отрицать его стало невозможно. 

Моё исследование мира танатоса началось в январе с елизаровской «Земли»:

“Ребёнок бессмертен в том смысле, что не может исчезнуть для себя, разве только для других.”

Дальше я пробовал в августе “Отрицание смерти» Эрнеста Беккера, но было оч тяжело читать, а в сентябре так вообще невозможно. 

Зачем я сюда копаю?

Ялом приоткрыл для меня тему смерти, сделал это оптимистично. Он связал проблему ограниченности, выбора, нашу смертность и всё стало немного понятнее. 

Мне всегда было сложно сделать какой-то выбор в жизни. Сначала я называл себя просто нерешительным, потом искал симптомы СДВГ, далее решил поменять стратегию и использовать это как сильную сторону — я назвался сканером (по терминологии Барбары Шер из «Отказываюсь выбирать”). Но какой-то внутренний диссонанс постоянно тревожил. 

А потом началась психотерапия, где я знакомился со своим внутренним ребёнком и внутренним взрослым. Вывода два: 

1. Внутренний ребёнок бессмертный, он не умеет выбирать, ограничивать себя в моменте. Мой внутренний ребёнок всегда выходил на первый план, когда нужно было принять какое-то решение, занять своё время, решить кем хочу работать или что-то купить. Он громкий и его не хочется расстраивать. Так краткосрочные эмоциональные решения побеждали всегда, жизнь становилась ярче, интереснее, но в перспективе это никуда не приводило. 

Как писал классик: 

“Наши внутренние дети лучшие на этом свете

Капризульки и кривляки, непоседы, забияки

Любо-дорого смотреть, не хотят они взрослеть

Проживают внутри нас и господствуют, смеясь” 

2. Внутренний взрослый понимает свою конечность, но тоже боится и оберегает от этого ребенка. Мой внутренний взрослый вообще не видел будущего, не верил в него и не мог исходя из этого строить какие-то долгосрочные планы и ограничивать внутреннего ребёнка. И всё это накладывалось на фоновое детское отрицание смерти (“если мне нужно выбирать и ограничивать себя -> значит, моё время ограничено и я тоже смертен, а это не самая приятная новость”). Так зачем лишний раз расстраиваться? 

“Оболочка взрослого его ссыт и ему не мешает

Ребёнок что-то хочет, и ребёнок это получает» 

У меня получилось решить эту проблему в августе, познакомить и подружить этих двоих, стало спокойнее. Но в сентябре снова произошёл откат. 

Сейчас снова возвращаюсь тому состоянию и понимаю, что прав был Фрейд — “ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность” (тут же начал копать тему ограничения дофамина). 

To do

Сейчас мне кажется, что в теме смерти запаковано много энергии. Теперь нужно прожить страх и отрицание смерти. Готов, наконец-то, исследовать экзистенциальную психотерапию и философию глубже — дочитаю “Отрицание смерти», начну практики “Созерцания смерти» и копну в отношения стоиков со смертью. Аврелий и Сенека сильно помогали в 2022.