1000 замёток в Obsidian: почему это работает

У меня уже >1000 замёток в Obsidian, и кажется, что об этом пора написать

Уже три месяца я веду заметки  в Obsidian по Zettelcasten

Я долгое время вёл все свои заметки в Notion, но меня не отпускала мысль, что после того, как я напишу какой-нибудь конспект или интересную идею — это все исчезало в бездне текстов. Знания не использовались, терялись и забывались. 

И тогда я узнал про Zettelcasten. 

Если коротко, один из самых крутых принципов Z — «одна заметка на одну мысль». В ноушене я мог писать полотно текста, буквально как в школьных конспектах, когда мы писали под диктовку (что само по себе вредно). 

Как это работает в Z: 

Каждая новая заметка связывается с уже существующей по теме. Написал заметку-лайфхак про UX-исследования? Свяжу с принципами исследований, которые изучали когда-то в вузе. А та заметка, в свою очередь, залинкована с курсом по психологии сознания… И ровно на этом этапе происходит сама магия подхода — ты понимаешь, что заметки связаны, а значит, на пересечении могут родиться новые идеи. И рождаются. Я не перестаю удивляться, когда у меня связываются казалось бы разные сферы. 

Вижу в этом огромную ценность, особенно когда погружаюсь в крупную предметную область с нуля — например, философия, психология или бизнес-аналитика. Постепенно связывая разные мысли, ты как бы создаёшь свою собственную «теорию всего». 

Почему это работает? 

Теория конструктивизма в обучении говорит нам о том, что мы осваиваем новую область по маленьким кусочкам. В курсе Learning how to learn говорится о важности чанкинга при обучении — нам нужно дробить большое знание на мелкие кусочки, чтобы лучше понять и запомнить. Таким образом, Z идеально встраивается в обучение и позволяя дробить знания на мелкие кусочки и осваивать сложное. Кстати, связи между этими мыслями (эти заметки написаны с разницей в пару лет) не возникло бы, если бы не Zettelcasten! 

Что понравилось мне? 

 ⁃ Z помогает тем, что якорит новые знания с уже существующими. Казалось бы новая концепция уже не выглядет такой страшной, когда рядом с ней появляется привычное освоенное знание. Кажется, что так работает изучение языков — поначалу очень страшно, а когда ты накопишь базу выученных слов, чтение даже с 20% незнакомых слов уже не так страшно — начинаешь понимать суть предложений и делать связи. 

 ⁃ Функция рандомной заметки — это то, чего не хватало в ноушене. Иногда классно погрузиться в случайную мысль и бродить по связям. Плюс одно повторение, повышается риск увидеть новые связи и идеи. .

— Это осмысленно ведение замёток. Не просто скопировал и забыл. Изначально мои заметки могут появиться где угодно и не всегда сразу в Obsidian: сохраню важную мысль из статьи в телегу, отправлю в Notes пока читаю книгу, сохраню в ноушен мысли после встречи. Но рано или поздно всё декомпозируется на отдельные заметки и попадает в Obsidian, перефомулируются и связываются.  

 ⁃ Я люблю визуализации данных в любом виде. Идея визуализировать все свои знания просто продала этот метод

Что почитать по теме? 

 ⁃ Аренс Зонке — Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkaste  

 ⁃ Базовую статью https://writingcooperative.com/zettelkasten-how-one-german-scholar-was-so-freakishly-productive-997e4e0ca125?gi=358ca49461ff 

Но вообще, Цеттелькастен — это не про теорию, а про практику. Читать книгу не обязательно, главное начать делать заметки.