По книге: Эмоциональный интеллект

Книга: Эмоциональный интеллект

Автор: Дэниел Гоулман

Коротко: в книге оказалось слишком много про «рекламу» необходимости развития эмоционального интеллекта, о том, как он формируется в детстве и как он влияет на всю последующую жизнь человека. Когда я брал эту книгу, мне хотелось немного больше практики и советов о том, как работать со своими эмоциями, как их распознавать у себя и других. Но, вероятно, это просто запрос к психотерапевту.

Интересно, что автор в самом начале книге интригует, написав «проникновение в область чувств приводит к тому же результату, что и в квантовой физике: наблюдатель изменяет картину, которую видит», а к самим чувствам и эмоциям возвращается только в конце книги одной страницей. Это сильно подпортило впечатление о книге, но, несмотря на это, она полна важных тезисов.

1. Интеллект может оказаться бесполезным, если власть захватят эмоции. И это то, что открыло мне глаза на сущность самих эмоций.

Мне всегда казалось, что эмоции — это что-то вроде простой реакции организма на происходящее вокруг. Но в самом слове зарыто, что каждая эмоция (emotion) побуждает к действию (motion). Я вывел этот инсайт на первое место, потому что дальше читать книгу стало понятнее.

2. Большое влияние над нашими эмоциями оказывает устройство мозга

(Сапольский, когда-нибудь я и тебя осилю) Если коротко — работа миндалевидного тела и его взаимодействие с неокортексом (думающим мозгом) составляют суть эмоционального интеллекта.

В случае эмоциональных аварий именно миндалевидное тело захватывает власть и блокирует всё остальное. Миндалевидное тело хранит в памяти эмоциональный аромат, присущий фактам. Плохая новость — многие глубокие эмоциональные воспоминания восходят к самым первым годам жизни. Отсюда вытекает большинство наших страхов: мозг постоянно откатывает в самые яркие воспоминания из детства, даже когда мы защищаем проект перед крупными директорами.

3. Эмоциональный интеллект можно качать

Когда я пошел к психотерапевту и мы начали рассматривать тему эмоционального интеллекта, я понял, что вообще «ничего не чувствую». На деле я просто не понимал различий между основными эмоциями — злость, обида, депрессия или радость, счастье, гордость. Как ведет моё тело, когда я рад? А когда злюсь? Всё можно было назвать «нормально».

Но после практики спектр стал широк. Оказалось, можно посмотреть куда-то внутрь себя, понаблюдать за ощущениями и понять, что можно отличать презрение, омерзение и пренебрежение. Пока для меня это всё ещё сложно, над распознаванием нужно работать.

Зачем работать?

Знание своих эмоций помогает управлять ими. Управление эмоциями позволяет мотивировать самого себя и распознавать эмоции других людей. А это, в свою очередь, помогает поддерживать и строить взаимоотношения.

Управление, распознавание эмоций других людей и поддержка взаимоотношений — это всего лишь совокупность привычек и ответных реакций, которые можно натренировать.

4. Самопознание — это нейтральный режим.

Самопознание — мышца, над тренировкой которой я сейчас сфокусирован сильнее всего. Многие люди, кто практикует медитацию, mindfulness и прочие другие штуки, говорят, что внимательное состояние ума, в котором он пребывает во время практик, сохраняется и в повседневной жизни.

Даже я, когда начал увлекаться чайными церемониями, заметил, что после утреннего чаепития смотришь иначе на повседневную дорогу на работу. Замечаешь много интересных деталей маршрута, удивляешься. Кайф, в общем.

Тоже самое пишет и Гоулман. Он говорит, что самопознание — это нейтральный режим работы, при котором самоанализ сохраняется посреди бушующего моря эмоций. То есть, если эмоциональный интеллект не развит или развит не сильно, то во время эмоциональных штурмов эмоции просто берут контроль. И ни к чему хорошему это не приводит.

Следующий уровень — распознавать свои эмоции на автомате. Эмоции бывают сознательные и бессознательные. Как только реакция бессознательная сознаётся и регистрируется в кортексте, человек может оценить вещи по-новому.

5. Каждое чувство по-своему ценно и важно

Нет хороших и плохих эмоций. С ними нужно просто учиться работать.

  • Про гнев и его проявления я долго разговаривал с психотерапевтом. Дело в том, что на протяжении всей моей жизни я постоянно слышу фразы в духе «Никита, как ты живешь, гнев, злость надо выплёскивать, нельзя держать её в себе». А тут даже Гоулман говорит о том, что выпускание гнева — наихудший из способов успокоиться. Нужно просто встретиться «лицом к лицу с тем, кто вызвал гнев, успокоиться, чтобы уже в более конструктивной или убедительной манере разрешить спор»
  • Выделю красным цветом следующий инсайт: беспокойство нужно для того, чтобы выработать потенциально возможное правильное решение при столкновении с реальной угрозой и проблемой. Это ок. Но люди, как правило, беспокоятся по поводу событий, вероятность наступления которых крайне мала. Отсюда лимбическая система строит магическую теорию, мол, это ведь помогло — страх не оправдался. Надо продолжать беспокоиться.
  • При меланхолии нужно учиться подвергать мысли и установки, которые ранее казались основными. Самому это делать очень сложно, поэтому при депрессии помогает психотерапия.

6. Состояние потока наступает где-то между скукой (когда слишком легко и банально) и тревогой (когда слишком сложно и не понятно).

Думаю, тут всё понятно.

Дальше по книге Гоулман очень много пишет про школы, детей, воспитание и всё такое. По сути, при понимании предыдущих глав, следующие можно пропустить, так как становится очевидно — если у тебя из детства не формируется правильный фон для развития эмоциональной грамотности, то во взрослой жизни будут трудности.

А если вы уже не ребёнок — вам к психотерапевту. А я, пожалуй, вернусь к дневнику эмоций.