По книге: Лидерство без вранья и Бегство от свободы

Книги:

  • «Лидерство без вранья: Почему не стоит верить историям успеха», Джеффри Пфеффер
  • «Бегство от свободы», Эрих Фромм

В прошлых мыслях по «Фактологичности» я писал, что новости изобилуют негативом, потому что людям это интереснее читать. Спрос формирует предложение. Про хорошее читать не интересно. Но только не в сфере лидерства.

Последнее время я много думаю о сектах типа «бизнес-молодости». Всё больше выходцев оттуда появляются на моём пути, и часто это вполне толковые люди. В моей голове происходит диссонанс, т.к. я начитался основоположников их идей ещё лет в 14, да так, что сейчас тошнит, поэтому очень предвзят когда слышу про очередную историю «успеха».

Провёл микро-исследование\наблюдение и понял, что, наверное, в целом моя предвзятость оправдана. Не хочу апеллировать к личному опыту, но на то мне и нужен личный блог 😉. Вся суть услышанных мною историй в том, что изначально у предпринимателей есть какой-то, как говорит Илья Королев «внутренний зов», далее они предпринимают какие-то меры, совершают ошибки, учатся, а затем попадают в «бизнес-молодость», выпускаются, продолжают нарабатывать опыт и, в конце концов, приходят к успеху.

Корреляция «бизнес-молодость» — «успешный успех» есть. Причинно-следственная связь… Мне кажется, что большую роль здесь сыграл тот самый внутренний зов, без которого всего остального могло бы не быть. А бизнес-молодость, возможно, сыграла свою роль для формирования сети знакомств.

Я сам на ранних этапах обучения маркетингу открывал вебинары бизнес-молодости, но как только мой булщитометр начал зашкаливать, выключил и принял решение учиться без этих ребят. Заряжают — да. Но мне не это нужно было.

Джеффри Пфеффер, Лидерство без вранья. Почему не стоит верить историям  успеха – скачать fb2, epub, pdf на ЛитРес

И вот наконец-то я прочитал книгу «Лидерство без вранья», которая помогла разобраться в этой индустрии.

Лидерство без вранья. Основные мысли

  • «Общепринятая точка зрения на лидерство больше основывается на ожиданиях, чем на реальности, на желаемом, а не на фактах, на убеждениях, а не на научных данных

В свои 14 лет я не знал про научные подходы, поэтому спокойно поглощал книги типа «Монаха, который продал свой Феррари». Вдохновлялся и продолжал клепать сайты на ucoz. Ничего, толком, не менялось.

  • Дж. Скотт Армстронг: «обучение подразумевает изменение, которое может оказаться болезненным, особенно если оно затрагивает важные для человека установки и его поведение».

Вебинары бизнес-молодости говорили мне о том, как всё просто и легко, но на деле, когда я начал настраивать контекстную рекламу и разбираться в маркетинге самостоятельно, первый опыт был довольно болезненный.

Пока читал книгу, откалибровал свой булщитометр. Когда я вижу лендинг очередного курса от скиллбокса, где обещается получить профессию за полгода и начать зарабатывать от 100к в месяц — я закрываю этот лендинг.

Сегодня смотрел выпускные работы этого скиллбокса по маркетингу и, откровенно говоря, скучно и слабо. По ощущениям — люди заплатили за то, чтобы их похвалили и вдохновили после окончания курса. Может, оно кому-то и важно. Не знаю.

Хороший курс — это когда открыто пишут «наш курс не проходят до конца», «приготовьтесь, что вам придётся пожертвовать временем» и «если вы посмотрели курс, но не сделали практику, в сертификате так и будет написано«. Хорошие курсы предупреждают о боли. Тяжело в учении, как говорится.

Немного о качествах лидеров

  • «Нарциссизм лидеров приравнивается к дальновидности.» Нарциссизм — это круто, потому что он помогает верить в себя и свои идеи, даже если всё идёт не очень хорошо. О борьбе с внутренним самозванцем я уже писал. Это к терапевту.
  • «Чтобы вас выбрали на роль лидера, необходимо чтобы те, кто делает выбор, заметили вас. В маркетинге есть эффект узнаваемости, когда люди предпочитают выбирать бренды, о которых слышали». Мы — такой же товар на рынке труда.
  • «Самоуничижение и скромность работают только для тех, у кого уже есть сформированная положительная репутация». На первых порах построения карьеры вам придётся говорить о том, как вы хороши. И где-то — преувеличивать. Потому что ->
  • «Неискренность чрезвычайно распространена и, по-видимому, является важным условием эффективного лидерства.» и «Актёрство — необходимый элемент эффективного лидерства». Попробуйте провести переговоры без преувеличения достоинств своей компании и обещания чего-то сверх…
  • Нам труднее уличить лидера во лжи, т.к. мы с меньшей вероятностью будем проверять правдивость их утверждений. И это, наверное, самое важное, что я прочитал из книги: «люди стремят избегать когнитивного диссонанса — двух противоположных по смыслу идей одновременно. Мысль о том, что я присоединился и добровольно остался в компании, и мысль о том, что компания, где я работаю, находится под управлением какого-то некомпетентного, продажного и подлого человека, противоречат друг другу. Гораздо легче изменить свое восприятие лидера и места работы и решить, что они на самом деле замечательные и особенные.» Это очень важная для меня мысль, которую я хочу всегда держать в голове.

Причём тут Гитлер?

Я очень люблю исследования, посвящённые авторитаризму Гитлера. И, наверное, главное открытие года для меня — работы Эриха Фромма.

Фромм в «Бегстве от свободы» поднимает идею, что индивидуализация личности влечет за собой повышающуюся свободу, которая, в свою очередь, приводит к тому, что человек становится одинок.

А человек не любит быть одиноким, поэтому бежит от свободы. Так он ищет единомышленников в различных группах, это в своё время и стало почвой для нацизма. Не хотел сравнивать, но сегодня, как мне кажется, это одна из причин процветания «бизнес-молодостей» и порождаемых ими неэффективных лидеров. Людям нужно к кому-то приобщиться, найти убежище, и они находят его у харизматичных лидеров, которые вдохновляют.

Фромм пишет: «Идея о том, что индивид не имеет ценности, что он изначально неспособен полагаться на себя и испытывает потребность в подчинении — основная тема идеологии Гитлера». А Пфеффер продолжает: «системы, основанные на людях, которые думают о себе, по крайней мере в ряде случаев выглядят предпочтительнее не только для работников, но и для самой системы». Что стало с системой Гитлера мы все знаем. Хорошо, что бизнес-молодости уже начали закрываться.

Как писал еще 50 лет назад Фромм и пишет сейчас Пфеффер, нам нужно учиться думать о себе в первую очередь. Нужно учиться принимать свободу и не бежать от неё. Нужно учиться заботиться о себе самостоятельно и соблюдать свои интересы в организации, где мы работаем. А это сложно.