По курсу Learning How to Learn

В этом блоге я преследую довольно корыстные цели — закрепляю новые знания (и борюсь с синдромом самозванца). Я прошёл курс Learning how to learn и хочу закрепить поделиться интересными мыслями.

Курс ведёт Барбара Оакли — профессор Оклендского университета, доктор технических наук. Однажды Барбара решила проверить, сможет ли она переучиться с гуманитарной специальности в техническую. Получилось. Так появился курс и книга «Думай как математик. Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее». Книгу я не читал, но, судя по содержанию, книга и курс дублируются по основным вопросам.

Я не стал пересказывать весь четырёхнедельный курс, а описал только те мысли, которые заставили меня задуматься. Всё это разгруппировал по темам: чанкинг, чтение, биохимия, память, негатив в голове, привычки, прокрастинация, коммуникация и инструмент (спойлер — помодоро).

Курс стоящий и его нужно пройти как можно раньше. Не понятно только, почему нас не учили учиться в школе. Но да ладно, наверстываю:

Основные мысли

Чанки:

  • Процесс обучения — это деление общей картины на частицы — чанки. Chunking помогает объединять друг с другом фрагменты информации, схожие по смыслу.
  • Chunk – способ сжатия информации более компактно.
  • Отдельные чанки могут пересекаться в различных сферах деятельности. Поэтому проще учиться следующему музыкальному инструменту, иностранному языку и т.д.
  • Чем больше ваша библиотека чанков, тем легче вы сможете решать новые проблемы. Особенно круто, когда эти чанки из самых разных сфер. Это помогает избежать Einstellung — когда текущие идеи, над которыми вы много думаете, не дают появиться лучшим идеям.
  • Нужно понимать контекст, при котором отдельный чанк может быть использован. Иными словами — определять контекст.
  • Перед чтением книги нужно пробежаться по заголовкам, картинкам и т.д. Это всё — чанки, которые в дальнейшем проще будет сложить в единую картину.
  • Процесс изучения чего-либо — это процесс комбинирования чанков. Everything is a remix.

У меня сразу же родилась ассоциация. Чанкинг — это как тетрис.

Если думать над тем, как правильно складывать блоки, прогнозировать, учитывать прошлые блоки и будущие, то вы получите больше очков. Если делать всё на рандоме — быстро проиграете.

Также и с мозгом. Когда чанки собираются в одну картину, в один ряд — они как бы «сжимаются» и уходят в долгосрочную память. По-моему, классная аналогия. 🙂

Чтение:

  • После прочтения книги нужно заставить себя вспомнить то, что прочитано. Как можно больше ключевых идей. Я всегда пропускал этот этап, потому что это больно. Но это даёт хороший результат.
  • Делать пометки на полях — хорошо. Подчеркивать — хуже. Я делаю пометки на полях, которые в дальнейшем перерастают в посты в блоге (или остаются в ноушене).

Биохимия:

  • Биохимия важна. Ацетилхоллин важен для фокуса, дофамин для ожидания награды, серотонин влияет на социальную жизнь. Это если по верхам.
  • Физические упражнения полезны для мозга.
  • Сон важен для мозга.

Память:

  • «Наши предки никогда не нуждались в хорошей памяти на имена или числа. Что им действительно было нужно, так это память о том, как вернуться домой после трехдневной охоты на оленей, или где именно расположен тот богатый черничник на скалистых склонах к югу от лагеря.». Поэтому при запоминании важно визуализировать то, что нужно запомнить. Я скорее визуал, поэтому для меня это работает.
  • Если я увижу какую-то картину, это не значит, что я ее смогу воспроизвести. Также и со знаниями и навыками. Только практика поможет научиться.
  • Метафоры и аналогии помогают не только запомнить новую информацию, но и не зацикливаться на одном единственном решении задачи.

Негатив в голове:

  • Ошибки помогают скорректировать мышление. Очень трудно после 17 лет школы-университета заставить себя любить ошибки, за которые можно было лишиться стипендии.
  • Испытывать отрицательные эмоции, когда вы начинаете чему-то учиться — это нормально. Можно попробовать включить помодоро, главное — начать и сфокусироваться на процессе.
  • Это важная мысль — нужно постараться сосредоточиться на процессе, а не на продукте. То есть я хочу регулярно читать, а не прочитать 50 книг за год. А желание «регулярно читать» должно основываться на иррациональном убеждении «чтение даст мне в перспективе профит». От этого будет больше пользы, привычки начнут проще формироваться. Другими словами, я молодец каждый раз, когда открываю книгу, а не только когда дочитываю её. (мозг получает вознаграждение -> вырабатывается дофамин -> привычка читать укрепляется).
  • «Если изменить свои мысли с «этот тест меня пугает» на «этот тест мотивирует меня на проявление своих лучших качеств», вы сможете заметно улучшить свой результат». Это про два типа установок: установка на данность и установка на рост. Подробнее про growth mindset можно прочитать в книге К. Дуэк «Гибкое сознание», но идея простая: либо ты веришь, что способности развиваются и можешь их развивать, либо принимаешь тот факт, что способности даны от рождения и уже ничего не поменять. Но проблема в том, что одной веры мало. Надо формировать…

Привычки:

  • Мысль выше приводит к выводу, что, для того, чтобы внедрить привычку, нужно начать со смены убеждения.
  • Говорят о том, что важно планировать свои дела и привычки учиться. Не буду останавливаться на этом подробнее — я в секте GTD. Советую пройти какой-нибудь курс, почитать об этом и начать внедрять. Когда настрою всё окончательно — сделаю об этом пост.
  • По привычкам мне нравится книга «Atomic Habits» Джеймса Клира. Полезная.

Прокрастинация:

  • Понравилась идея, что прокрастинация — это обычная зависимость. Нам нравится избегать реальность, от этого вырабатывается дофамин и мы продолжаем залипать в ютуб. Со временем вырабатывается «иммунитет» к внешним раздражителям и прокрастинация становится привычкой.
  • Прокрастинация — привычка механическая. Мы просто не замечаем, как начинаем сёрфить в интернете. Это проиходит неосознанно.

Важность коммуникаций:

  • Мозговой штурм с другими людьми помогает найти те места, в которых вы либо слепо во что-то верите, либо чего-то не знаете.
  • «Важность командной работы связана не только с обучением. Она также важна и для построения карьеры. Простой дружеский совет от коллеги, например, пройти обучение у выдающегося профессора или подать заявление на открывшуюся вакансию, может чудесным образом изменить вашу жизнь.» Привет, нетворкинг, менторство, мастер-майнд и другие такие слова.

Инструменты:

  • Чтобы прекратить прокрастинировать, можно попробовать технику Помодоро. Я её использовал особенно часто в тот время, когда только начинал входить в новые сферы, и фокусироваться на задачах было трудно. Сейчас больше учусь входить в поток, и техника помидоро скорее помогает, напоминая об отдыхе. Помодоро — круто.