T-shape или умри. По книге: «Развитие лидеров»

Книга: Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей

Автор: Адизес Ицхак

Коротко: после этой книги у меня появилась неплохая карта с характеристиками разных типов менеджеров. А еще — захотелось наблюдать за окружающими и понять определить свой тип. Данные типы вполне можно использовать для того, чтобы понять — кто я сейчас, что мне нужно подтянуть, чтобы стать лучше.

В начале каждой книги про какую-нибудь классификацию я задаю себе вопрос — а зачем вообще классифицировать, зачем делить на чёрное и белое, ведь в реальной жизни в одной сущности содержится несколько признаков, реальность сложна и этим интереса. Мне было сложно писать магистерский диплом, потому что он строился на классификации. Но по итогу деление даёт свою пользу, потому что позволяет детальнее рассмотреть предмет и выявить характеристики и общее, которые при первом рассмотрении не заметны.

Книга Ицхака небольшая и простая, но позволяет иначе взглянуть на то, как и с кем я взаимодействую. Вообще, в рамках развития эмоционального интеллекта полезно подумать о том, как мыслит человек, поставить себя на его место и, исходя из этого, выбрать нужную стратегию общения.

Об этом и написано в книге — нужно знать слабые и сильные стороны (свои и коллег), чтобы использовать их для повышения эффективности кампании и обеспечения роста.

В основе идеи Ицхака лежит классификация на PAEI: производитель, администратор, предприниматель, интегратор. В одном человеке может сочетаться несколько сильных сторон, может быть одно ярко выраженное. Хуже всего, когда сильных сторон нет, Ицхак называет их брёвнами.

Так вот, успешное управление организацией возможно тогда, когда разные люди со своими сильными качествами берут на себя управление. Кто-то делает, кто-то общается, кто-то строит систему. Одному человеку трудно вывезти все. Да и не существует идеального PAEI-лидера. Наш мир слишком сложный, чтобы знать и уметь все.

Но стремится, конечно, хочется, поэтому по ходу книги постоянно рефлексируешь: где мои недостатки, что мне было бы интересно прокачать, где у меня уже неплохо.

Каких людей нанимать

Цель любой оргструктуры -сделать так, чтобы не было незаменимых людей. Это, пожалуй, бич небольших компаний, где на смену специалисту, который проработал несколько лет в компании, трудно найти человека, который был бы также погружён и вовлечён. Часто приходится учить нового человека заново и набивать шишки по второму кругу. А хороший человек, скорее всего, уйдёт из небольшой компании, потому что всем нужно расти. Это нужно учитывать и предусматривать, чтобы в компании не было незаменимых людей.

С обратной сторон есть довольно крупные компании, которые не слишком держатся за сотрудников. У них есть ресурсы и достаточно проработана система, бюрократия прокачана на высшем уровне. В таких компаниях, действительно, нет незаменимых людей. Новый специалист может легко встроиться в текущую систему, к нему не будет много требований, главное таким новым специалистам — чаще перестраховываться и перекладывать ответственность.

В итоге — в первом типе больно руководителям, которым нужно искать хороших специалистов, которые постоянно уходят. Во втором случае больно специалистам, которым приходится прорываться через согласования, утверждения, пять уровней руководства чтобы согласовать какое-нибудь действие.

Истина лежит посередине. Мне кажется, в небольших организациях (часто это стартапы или около того) часто управляют E-типы (предприниматели). Они горят идеей, могут отвечать за стратегию, интеграцию, но совсем не думают системно. Им не хватает хорошего администратора, который структурирует опыт и поможет сделать компанию менее зависимой от сотрудников.

В крупных же компаниях переизбыток администраторов. По сути, со временем каждый сотрудник становится немного администратором, который следит за тем, чтобы окружающие не косячили в документах, согласовывали каждое действие. Сильно не хватает хорошего предпринимателя и интегратора, которые бы наладили комфортную работу с перспективной на будущее.

Но каждая компания, конечно, несчастлива по своему.

T-shape

По ходу книги считывается сильная отсылка к Т-shape специалистами. По сути, тебе нужно разбираться во всех P.A.E.I., но углубиться получится только в одном (или нескольких).

Наверное, это и есть основной инсайт. Определив себя, свою сильную сторону (I-shape), нужно начинать стремится развивать другие. Если ты производитель, который находится в задачах здесь и сейчас, нужно стараться думать о стратегии и планировать будущее компании. Хорошему администратору нужно также начинать больше делать в моменте, а не бесконечно планировать системы и разрабатывать документации. И предпринимателю хорошо бы, помимо грёз о прекрасном будущем, посмотреть на реальность и построить конкретный план действий.

Но самое лучшее — это просто нанять себе в помощь людей, которые хороши в своих областях.