Что я читал в июне 2022

Интро 

На открытии выставки “Теряются последние слова» в Екатеринбурге Владимир Абих сказал, что у нас есть проблемы в понимании и принятии истории нашей страны (работа «Наши дни»). И я согласен. 

После начала войны у меня сильно оголился нерв самоидентификации и моей роли в истории. Я просто не понимаю кто мы, откуда и куда мы идём. Картинка истории, полученная в школе, состояла полностью из войн и пары экономических реформ. Так что ничего, кроме отвращения к истории и майским парадам, на уроках истории привито не было (может, оно и лучше, чем прививать то, о чём пишут в учебниках). 

В этот момент, наверное, заработало продуктовое мышление или чёрт знает что. Чтобы принимать какие-то решения, мой любящий анализировать и собирать информацию мозг, решил начать хоть немного понимать историю. Я начал читать «Всю кремлёвскую рать”, но ощущение полной безнадежности не дало дочитать её. Начал искать надежду у классиков и, кажется, она там есть.

Что я прочитал в июне 2022 

Прочитал: 

1. 12 стульев, Ильф, Петров  

10/10. 

Спокойное, весёлое и беззаботное. Или слишком весёлая? Конечно, я не мог не обратить внимание на контекст, в котором была написана книга — 1920-е годы. И последствия: публикация книги через 19 лет названа «грубой политической ошибкой» и была запрещена.   

— Кто в Советской России не подвергается опасности, тем более человек в таком положении, как Воробьянинов? Усы, Елена Станиславовна, даром не сбривают.

2. Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме, Ханна Арендт

Я начинал эту книгу давно в рамках интереса к исследованию психологии фашизма. Но кто знал, что обстоятельства заставят дочитать её раньше. Моё увлечение темой (Фромм и др.) имеет одну цель — найти и понять человека в цепочке исторических событий. И не повторить ошибок. 

И, кажется, книга хорошо передаёт контекст и человека в самых страшных событиях нашего мира. Я не могу написать о книге больше, мысли по ней ещё долго будут перевариваться и оформляться.  

А ещё — это книга о политической пропаганде, в которую Гитлер умел: 

— Зло в Третьем рейхе утратило тот признак, по которому большинство людей его распознают — оно перестало быть искушением 

3. Несвоевременные мысли, Максим Горький 

Это самое сильное, что я читал, и очень актуальное до сих пор. Из статей Горького я вынес, что всё, что у нас сейчас остаётся — это знание. Сейчас я вписываюсь в портрет страшного человека Горького: 

— Самые страшные люди — это люди, которые не знают, чего они хотят, а потому необходимо употребить всю нашу волю на дело выработки вполне ясных желаний.   

Конечно, книга была запрещена до 1988 года, а писалась во времена нарастающей критики советской власти. Но горьковский оптимизм, вера в науку и культуру, в человека будущего — это единственное, что даёт надежду даже сейчас, спустя более 100 лет после «несвоевременных мыслей”. 

4. О дивный новый мир, Олдос Хаксли 

5/10 

Скучно, но, возможно, потому что сейчас вся жизнь — одна большая антиутопия.  

5. Числа, Виктор Пелевин.  

О, спасительный Пелевин. Спасибо, что погружаешь в мир абсурда и помогаешь отстраниться от реальности. Книга, кажется, про то, что в наше время самая лучшая стратегия — это поверить в число 34 и строить все свои планы вокруг него. Хуже точно не будет. 

Эпоха и жизнь были настолько абсурдны в своих глубинах, а экономика и бизнес до такой степени зависели от чёрт знает чего, что любой человек, принимавший решение на основе трезвого анализа, делался похож на дурня, пытающегося кататься на коньках во время пятибалльного шторма

Не дочитал:  

6. Архипелаг ГУЛАГ, Александр Солженицын  

Тяжелая книга. Наше всё. Восхищаюсь и боюсь. 

7. Конструирование языков,  Александр Пиперски  

Я люблю погружаться в языки (от китайского до нот и языков программирования), но ещё больше я люблю нелогичности в языках и разбираться в этимологии. Почему всё устроено так, а не иначе? Книга — чистый кайф. 

8. Talking to crazy, Mark Goulston 

Читать нужно английскую версию. Российский перевод названия — отвратителен. Воспринимать людей вокруг нужно именно как сумасшедших, но не как мудаков по версии МИФ.  

Книга — полезная и практичная. 

9. Как делать продукт, Иван Замесин 

Наконец-то решил перепрошить свой мозг для принятия более рациональных продуктовых решений. 

10. Бредовая работа, Дэвид Гребер  

Для меня это супер-тяжёлая книга, потому что я всегда придумывал оправдания своей работе, придумывал какую-то высокую цель и даже верил в неё. Меня окружают много людей, которые заняты откровенно бесполезной (=бредовой) работой, но я всегда заключал с ними негласный договор “давайте условимся, что мир такой, какой есть, вы не трогаете меня — я не трогаю вас”. Пришло время посмотреть правде в глаза.