Zettelkasten — от кладбища заметок к AI и пользе

Один из главных подходов, который поддерживает меня на всём пути написания постов — Zettelkasten.

Цеттелькастен (нем. zettelkästen, буквальный перевод «ящики для заметок») — система ведения заметок и управления личными знаниями, используемая в исследованиях и учёбе

Дисклеймер 1. Под этот подход можно использовать любой инструмент с графами и перелинковками — я пользуюсь Obsidian и рассказывать буду на его примере. В этом посте не будет основ Zettelkasten (но ниже привел материалы, по которым учился). Если вы не знакомы с цеттелькастеном, то читайте первый блок

Дисклеймер 2. На первый взгляд инструмент сложный и для задротов, но он простой и понятный, я его постоянно упрощаю под себя.

Почему я пришёл к Zettelkasten и какие проблемы были с самого начала?

Последние несколько лет я складировал себе в самые разные места (от Notion до Google Docs) заметки с книг, услышанные мысли, идеи, конспекты с курсов и прочее. К заметкам, конечно, я не возвращался — это было типичное кладбище заметок. В какой-то момент я понял, что нужно хотя бы организовать единое пространство для заметок.

Попробовал Notion, но он оказался тяжелым для быстрой навигации между заметками. Конспекты в нём классно и красиво вести, но возвращаться к заметкам совершенно не получалось. Так я нашёл Obsidian. Начал переносить заметки и пополнять базу…

И столкнулся с той же проблемой. К тому моменту в Obsidian уже накопилось около 2500 заметок, графы, количество связей между заметками хаотично росло, было по прежнему не понятно как этим пользоваться. Я успокоил себя тем, что появилось единое пространство (и оно удобное), но оно не работало.

Короче, у меня появилась цель. Мне хотелось вести конспекты (просто потому что мне нравится складировать мысли, получаю удовольствие каждый раз) и сделать так, чтобы заметки ожили, то есть я к ним периодически возвращался, вспоминал, черпал отттуда идеи. Как следствие — писать классные посты, рождать более интересные идеи.

Тогда я вспомнил про подход к ведению заметок — Zettelkasten. Я немного про это узнал, почитал и советую:

И сформировал для себя несколько принципов, которые работают и на которые опирается вся моя система из 4000 заметок сегодня

Мои принципы и подходы к заметкам

Я исхожу из того, что база знаний — это постоянно эволюционирующая сущность. Но сейчас я пришёл к довольно стабильной версии и настройкам:

  • Подключить Chat GPT. На этом можно было бы закончить пост, потому что именно с подключением Chat GPT к моей базе знаний она по-настоящему ожила. Я использую плагин «obsidian-smart-connections», который анализирует все мои заметки и предлагает умные связи. Например, пишу я сейчас пост про Zettelkasten — он предлагает пост про мои подходы, выбор инструмента, и всё, что может быть связано с этим постом по теме.
  • Я могу просто в заголовке написать вопрос «А как вести Zettelkasten?». И плагин посоветует мне мои же посты/заметки, связанные с этим вопросом (да, это что-то вроде чата-гпт, но основанный на моих знаниях). Выглядит так:
  • В этом же плагине есть прям отдельный чатик, которому как и в Chat GPT можно задавать вопросы. Но он ест токены, а они стоят денег — я пока не пользуюсь этой функцией, но хочется попробовать.
  • Я мало внимания уделяю связям, связываю только с очевидными постами, которые предлагает AI и с общей темой. Например, у этого поста — связь с общей заметкой «Zettelkasten». Но потом я обязательно прохожусь по локальному (не общему!) графу, по которому я просто прохожу взглядом и смотрю заметки, которые заинтересовали.

Так выглядит граф, которым я пользуюсь:


Так выглядит граф, которым я не пользуюсь (он большой и непонятный)

  • Я пользуюсь «рандомными заметками» и «рандомными заметками на тему» (плагин Random Notes from Search). Это классно когда хочется просто посмотреть случайную заметку, почитать мысли из прошлого и когда я копаю в какую-то тему. Например, я могу задать чтобы открылась рандомная заметка с упоминанием слова «заметка».
  • Я забил на папки. Изначально старался, а потом понял, что это у меня не работает. Все заметки попадают в одну папку, работаю в основном с тегами.
  • Я пользуюсь тегами. Но только для дописанных и недописанных постов. Это просто для удобства — открываю заметки «в процессе» и могу их дописать.
  • Конспекты по книге теперь идут отдельными заметками. И они обязательно перевариваются своими словами (это важный принцип Zettelkasten). Скопировал заметку — описал своими словами почему это важно и какие у меня по этому поводу мысли.

Мне будет интересно перечитать этот пост через несколько лет и посмотреть как всё изменилось, но сейчас это работает и работает классно 🙂