К медитациям нежно

К медитациям нежно

Сложно у меня с медитациями. Я их всегда воспринимал как что-то напряжное, к чему нужно обязательно подготовиться, найти время, сесть, напрячь свое внимание и наконец-то помедитировать. А ещё нужно чтобы медитации были прям каждый день и хотя бы по пятнадцать минут. Нужно, нужно, нужно.

Это вредный подход. Потому что зачастую сложно вот так вот с нуля выделить время и волю под глубокую медитацию несколько раз в день на протяжении недель (у меня получалось только при прохождении “Процесса присутствия”).

Сейчас мне больше нравится подход ненавязчивых медитаций в течение дня.

  • Зум закончился на 10 минут раньше? Сядь, помедитируй 10 минут.
  • Ложусь спать? Помедитируй, хотя бы подыши глубоко.
  • Чувствуешь тревогу? Помедитируй хотя бы 1 минуту.
  • Нечем заняться? Еще минута медитации.
    Такой подход описан в начале книги “Осознанность” (Марк Уильямс и Денни Пенман), которую я не дочитал, но идею подхода забрал.

Я доработал это немного под себя:

  • Страйки в InsightTimer и других приложениях для медитации для меня не работают, вообще. Они только демотивируют в момент когда держишься 30 дней, а потом что-то случается и всё заново. Но они работают в самом начале, но когда медитации приходят в более стабильный режим после длительного перерыва. Сами по себе непрерывные цифры мало что значат (для меня интересен только тотал времени в медитации, просто как ачивка). Я ведь не стремлюсь читать каждый день, но читаю, как и медитирую, 5-7 дней в неделю.
  • Внутренние триггеры вместо внешних. Я пытался прикрепить медитацию к времени суток или каким-то внешним стимулам, но в итоге пришёл к тому, что слушаю внутренние стимулы. Страхи, скука, интерес, переживания — всё это причина сесть на пару минут и прислушаться глубже.
  • Привязываю медитации к другим активностям. Сначала казалось, что это обман себя. Пью чай — первые чашки осознанно засчитываю за медитацию. Или играю на варгане. Или пишу фрирайтом тексты. Это все медитации. Вообще мне иногда сложно медитировать с закрытыми глазами — много всяких штук приходит. Это для меня скорее какой-то следующий уровень и более глубокий контакт, поэтому пока в сидячие тридцатиминутные медитации не стремляюсь. Приходит постепенно.

Про последний пункт мне близка идея происхождения слова “медитация”. Meditatio как «размышление, обдумывание». Не просто так первый перевод на английский “Размышлений” Марка Аврелия был именно “Meditations concerning himselfe”.

Размышления сидя в позе лотоса с закрытыми глазами от размышлений письмом или размышлений во время музицирования отличаются только глубиной контакта. Но это по прежнему медитации. Meditation is the state of mind, not the action.

К медитациям с болью

Вообще, хочется дополнить тему медитации. А то всё как-то радужно и просто получается.

Описанный выше подход к медитации всё же более динамический и созерцающий внутреннее состояние и процессы, но есть и второй — про фокусирование на объектах сосредоточения мысли (в буддизме это называется динамической випассаной и статической шаматхой, насколько я понимаю). Я про этот подход подслушал в лекциях Александра Моисеевича Пятигорского и начал понемногу практиковать. Он сложнее.

Немного теории (хотя и дальше всё может показаться довольно эзотеричным, я вижу в буддизме очень практичный фреймворк к медитациям). Вообще, Пятигорский говорит, что в медитации нужно действовать через то, что тебе противоположно (критическое мышление?). Йог — это человек, который сознательно хочет изменения статуса своего сознания, делает рефлексию своим основным занятием. Противоположно — значит вопреки своим убеждениям, то, что не вписывается в картину мира, кажется неприемлемым, странным, страшным.

И это, с одной стороны, про экстремальные буддийские практики медитаций маранасати (осознание смерти) с выставлением скелетов, представлением себя мертвецом в разных стадиях разложения и прочими лайфхаками для осознания неизбежности смерти. С другой стороны — про практики противодействия тому, как мы мыслим.

Мне пока сложно концентрироваться на самом сознании, поэтому я использую базовые темы: добродетель, смерть, дыхание, гармония. В этом неплохо помогает письмо и чтение — от буддийских текстов (дхаммапада) до философских трудов.

Вообще, конечно, эти два подхода к медитациям дополняют друг друга. Просто мне проще распылять сознание, чем фокусировать на одном объекте. Для меня випассана — это больше про расширение, а шаматха — про углубление мышления.

Всё, пошёл медитировать.