К медитациям нежно
Сложно у меня с медитациями. Я их всегда воспринимал как что-то напряжное, к чему нужно обязательно подготовиться, найти время, сесть, напрячь свое внимание и наконец-то помедитировать. А ещё нужно чтобы медитации были прям каждый день и хотя бы по пятнадцать минут. Нужно, нужно, нужно.
Это вредный подход. Потому что зачастую сложно вот так вот с нуля выделить время и волю под глубокую медитацию несколько раз в день на протяжении недель (у меня получалось только при прохождении “Процесса присутствия”).
Сейчас мне больше нравится подход ненавязчивых медитаций в течение дня.
- Зум закончился на 10 минут раньше? Сядь, помедитируй 10 минут.
- Ложусь спать? Помедитируй, хотя бы подыши глубоко.
- Чувствуешь тревогу? Помедитируй хотя бы 1 минуту.
- Нечем заняться? Еще минута медитации.
Такой подход описан в начале книги “Осознанность” (Марк Уильямс и Денни Пенман), которую я не дочитал, но идею подхода забрал.
Я доработал это немного под себя:
- Страйки в InsightTimer и других приложениях для медитации для меня не работают, вообще. Они только демотивируют в момент когда держишься 30 дней, а потом что-то случается и всё заново. Но они работают в самом начале, но когда медитации приходят в более стабильный режим после длительного перерыва. Сами по себе непрерывные цифры мало что значат (для меня интересен только тотал времени в медитации, просто как ачивка). Я ведь не стремлюсь читать каждый день, но читаю, как и медитирую, 5-7 дней в неделю.
- Внутренние триггеры вместо внешних. Я пытался прикрепить медитацию к времени суток или каким-то внешним стимулам, но в итоге пришёл к тому, что слушаю внутренние стимулы. Страхи, скука, интерес, переживания — всё это причина сесть на пару минут и прислушаться глубже.
- Привязываю медитации к другим активностям. Сначала казалось, что это обман себя. Пью чай — первые чашки осознанно засчитываю за медитацию. Или играю на варгане. Или пишу фрирайтом тексты. Это все медитации. Вообще мне иногда сложно медитировать с закрытыми глазами — много всяких штук приходит. Это для меня скорее какой-то следующий уровень и более глубокий контакт, поэтому пока в сидячие тридцатиминутные медитации не стремляюсь. Приходит постепенно.
—
Про последний пункт мне близка идея происхождения слова “медитация”. Meditatio как «размышление, обдумывание». Не просто так первый перевод на английский “Размышлений” Марка Аврелия был именно “Meditations concerning himselfe”.
Размышления сидя в позе лотоса с закрытыми глазами от размышлений письмом или размышлений во время музицирования отличаются только глубиной контакта. Но это по прежнему медитации. Meditation is the state of mind, not the action.
К медитациям с болью
Вообще, хочется дополнить тему медитации. А то всё как-то радужно и просто получается.
Описанный выше подход к медитации всё же более динамический и созерцающий внутреннее состояние и процессы, но есть и второй — про фокусирование на объектах сосредоточения мысли (в буддизме это называется динамической випассаной и статической шаматхой, насколько я понимаю). Я про этот подход подслушал в лекциях Александра Моисеевича Пятигорского и начал понемногу практиковать. Он сложнее.
Немного теории (хотя и дальше всё может показаться довольно эзотеричным, я вижу в буддизме очень практичный фреймворк к медитациям). Вообще, Пятигорский говорит, что в медитации нужно действовать через то, что тебе противоположно (критическое мышление?). Йог — это человек, который сознательно хочет изменения статуса своего сознания, делает рефлексию своим основным занятием. Противоположно — значит вопреки своим убеждениям, то, что не вписывается в картину мира, кажется неприемлемым, странным, страшным.
И это, с одной стороны, про экстремальные буддийские практики медитаций маранасати (осознание смерти) с выставлением скелетов, представлением себя мертвецом в разных стадиях разложения и прочими лайфхаками для осознания неизбежности смерти. С другой стороны — про практики противодействия тому, как мы мыслим.
Мне пока сложно концентрироваться на самом сознании, поэтому я использую базовые темы: добродетель, смерть, дыхание, гармония. В этом неплохо помогает письмо и чтение — от буддийских текстов (дхаммапада) до философских трудов.
Вообще, конечно, эти два подхода к медитациям дополняют друг друга. Просто мне проще распылять сознание, чем фокусировать на одном объекте. Для меня випассана — это больше про расширение, а шаматха — про углубление мышления.
Всё, пошёл медитировать.