Теория всего, ч.1

Я сейчас обложился книгами и курсами, которые помогли бы мне всё понять.

Запрос на это созревал с того момента, как я заинтересовался теорией детерминизма. Не найдя аргументов против этой теории, я пошёл копать дальше и понял, что без основательного подхода тут не разобраться.

Сейчас есть три основные области, которые мне интересны:

  1. Психология сознания
  2. Философия
  3. Нейронаука

Пока буду копать в них и делиться находками (их уже много).

Почему мне интересна теория всего?

Во-первых, заинтересовала мысль Дэвида Дойча в «Структуре реальности» о том, что знание имеет свойство эмерджентности.

Если рассматривать части по отдельности (психологию, философию, нейронауки, например), то кажется, что и жизни не хватит, чтобы разобраться хотя бы в одной. Рассматривая всё вместе, становится проще:

1. Дойч говорит очень контринтуитивную на первый взгляд мысль про знания: непостижимое сложное поведение отдельных частей становятся проще и понятнее, если их рассматривать вместе.

2. Потом из курса по психологии сознания узнал принцип простоты в науке: природа не плодит лишних сущностей и «при прочих равных условиях предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция».

А главная функция сознания — это сведение всех осознаваемых построений в непротиворечивую картину мира.

Я часто думаю о том, что, когда я начал вести блог, многие части, на первый взгляд разрозненные, стали проявлять новые свойства и рождать новые идеи, когда начали объединяться (=репликация и эмерджентность). Это как раз про то, что моё сознание собирает разные идеи, создавая из них непротиворечивую картину мира (=принцип простоты).

И сейчас у меня осталось одно противоречие: в продакт-менеджменте продуктовый подход довольно часто называют научным. Он основан на быстром тестировании гипотез, подтверждении на практике.

Но зачем давать одним принципам разные названия?

Кажется, к проверке бизнес-гипотез можно применить все критерии проверки научных гипотез: проверять независимо, учитывать мнения других людей, выявлять противоречия.

После того, как я узнал о признаках подтверждения теории в науке, я задался вопросом — а зачем вообще нужен этот наш Agile, когда есть прекрасно показавший себя реальный научный поход?

И тут начинается самое интересное.

Как человек, получивший диплом маркетинга и управления проектами, я убеждён, что маркетинг — это тоже наука (я даже научные статьи писал!). Я часто слышал, что «нельзя написать учебника по маркетингу, потому что мир меняется слишком быстро». Мне кажется, тут мы возвращаемся к мысли Дойча: на самом деле, с каждым днём становится всё проще написать универсальную книгу по маркетингу.

Не надо писать книгу про каждый возникающий инструмент. Надо писать про теорию, на которой эти инструменты работают. И, скорее всего, все эти теории уже хорошо описаны Котлером, Друкером и др. Если ты поймёшь, как работает поведение потребителя и маркетинг в целом, то вкатываться во все следующие тиктоки будет сильно проще.

\\\

Я люблю такие моменты, когда я пишу текст и ко мне приходят совсем новые идеи. Вот, например, прямо сейчас:

Что сделал мой мозг?

  • Я знаю про Agile
  • Я узнал про научный подход
  • Я узнал про психологию сознания
  • У меня есть опыт маркетинга и продакт-менеджмента

=> не нашёл противоречий между теориями

=> Подумал — зачем плодить лишние сущности?

Можно обернуть всё в одну теорию! Рассматривать Agile = Научный подход.

И теперь мне не нужно держать две разные теории (научная теория и agile-подход) в голове. Я могу думать только о научной теории и применять её к тестированию гипотез.

\\\

Упрощение приводит к декомпрессии

Сошлюсь на пост Ивана Замесина — нас всех окружают процессы компрессии и декомпрессии.

В посту написано, что «Как и со сжатыми большими файлами—меньшего размера сущности дешевле хранить [помнить], ими проще оперировать [вспоминать, коммуницировать, изменять].»

И тут ведь тоже про сознание. Сознание не может сделать компрессию мысли, которая сама по себе противоречива, не доказана, не истинна. А если несколько теорий сталкиваются, не противоречат друг другу — их можно компрессировать в одну (Эврика!).

Что произошло в этом посте?

Я сделал первоначальную компрессию теории всего, основ психологии сознания, научного подхода, Agile и, скорее всего, много чего ещё, в одну мысль:

Природа не плодит лишних сущностей. А чтобы нам не плодить, надо использовать научный подход.